Трудовая книжка является одним из самых важных документов, который должен быть у каждого работника. А вот надо ли заводить ее индивидуальному предпринимателю и заполнять ее? Давайте узнаем.
Содержание
Часто предприниматели задаются вопросом — надо ли им делать запись для себя в трудовую книжку? Прежде всего, давайте вспомним что это за документ. Трудовая книжка предназначена для подтверждения своего трудового стажа. Ее оформление осуществляется при трудоустройстве. Да, с сотрудниками все предельно ясно, а вот что касается самого предпринимателя — уже другой вопрос. Давайте разберемся с данной ситуацией и выясним, надо ли делать записи предпринимателям и как это сделать.
Надо ли ИП вести трудовую книжку на себя?
Согласно законодательству предприниматели считаются работодателями. Так что трудовая книжка им не требуется, но в действительности ситуация несколько иная.
Дело в том, что согласно закону предприниматель не является работником. Этот статус приобретают только его сотрудники. Таким образом, чтобы не пришлось оплачивать штрафы, на сотрудника обязательно оформляются соответствующие документы.
Чтобы ответить на вопрос — нужна ли трудовая книжка ИП, надо усвоить два момента:
- В обязанности ИП входит оформление трудовых книжек для каждого работника
- Предпринимателя нельзя считать работником, так указано в законе
Соответственно, самому себе предпринимателю делать никакие записи не требуется, также как и что-то оформлять.
Будет ли идти стаж ИП, если нет трудовой книжки?
Почему же предприниматели так переживают за свои трудовые книжки? Дело в том, что они не понимают, будет ли им засчитываться стаж и будут ли они получать пенсию.
По сути, переживать не о чем, так как период, в течение которого ведется предпринимательская деятельность, тоже будет засчитываться в стаж. Просто для его подтверждения потребуется предоставить свидетельство о государственной регистрации.
Каждый предприниматель имеет право получать пенсию по достижению соответствующего возраста, вот только для ее получения, надо сначала ее скопить. А для этого нужно делать ежегодные отчисления. Да, у простых работников их делает работодатель, а раз ИП работает сам на себя, то и платить придется за все самостоятельно.
Хотя, можно и отказаться это делать, вот только тогда пенсию государство платить не станет.
Далеко не каждый становится предпринимателем сразу после совершеннолетия. Обычно люди сначала идут работать в найм. Однако, потом становятся предпринимателями и уже начинают думать, как будет учитываться стаж.
Как мы уже сказали, стаж подтверждается свидетельством о регистрации, но еще надо подтвердить и то, что взносы в ПФР вносились исправно. Для этого надо получить специальную справку. Это еще один документ, который отразит стаж.
Как ИП завести трудовую книжку и сделать в нее запись для сотрудника: правила заполнения, образец
По закону, предприниматель является полноценным работодателем и в его обязанности входит оформление трудовых книжек для работников. Единственная ситуация, когда оформление не требуется — это прием на временную должность.
Когда ИП принимает на должность нового сотрудника, который будет работать на постоянной основе, обязательно делается запись в трудовую книжку. По закону, это можно сделать не сразу, а через 5 дней после вступления в должность.
При заполнении трудовой книжки нужно делать это последовательно и соблюдать следующие правила:
- Полностью напишите наименование работодателя без всяких сокращений. Даже ИП надо писать полностью и без сокращений.
- Если работник трудоустраивается в первый раз, то работодатель заполняет первую страницу трудовой книжки. Бланк приобретается работником лично или он соглашается на удержание нужной суммы с заработной платы.
- При оформлении трудовой книжки нужно правильно заполнить первый лист. На нем прописываются данные сотрудника по паспорту. Образование нужно указать как это указано в дипломе.
- Даты указываются арабскими цифрами, никаких римских использовать не надо.
- Если работник увольняется, то всегда указывается причина и статья Трудового кодекса, на основании которого трудовой договор расторгнут.
- Все записи производятся под порядковыми номерами.
- В обязательном порядке прописывается название должности, куда принимается сотрудник. Если название должности меняется или выполняется перевод, то все эти действия также отражаются в документе.
Возможно, на словах это все может показаться сложным, но на самом деле ничего страшного в заполнении нет. Если вам не совсем понятно, что и как писать, то взгляните на этот образец:
Желтые женские балетки https://www.wildberries.ru/catalog/obuv/zhenskaya/baletki/baletki/tags/zheltye» в интернет-магазине WildBerries!
Обязательно соблюдайте правила заполнения, иначе это повлечет нарушение закона. Если вам не хочется платить штрафы, то будьте предельно внимательны и аккуратны.
Нюансы работы с трудовой книжкой для ИП: законодательство, штрафы
Прежде всего, в трудовую книжку не заносятся никакие данные о различных дисциплинарных наказаниях. Подобное возможно при условии увольнения работника. Тогда указывается причина увольнения и статья из ТК РФ.
Некоторые сотрудники не хотят предоставлять документ для заполнения. Вот только это не значит, что запись можно не вносить, так как придется заплатить штраф — 50 МРОТ. Да и оформлять новую книжку при наличии действующей запрещается, но можно заполнить специальный акт.
Для его составления нужны два свидетеля, способные подтвердить, что работник отказался предоставить документ. Если он озвучил причины, то это тоже записывается в акт. Либо указывается, что причин для отказа нет.
Как сберечь трудовую книжку работника?
Трудовая книжка должна быть на хранении у работодателя в течение всего трудоустройства работника. После увольнения она отдается ему на руки. Как показывает практика, не всегда бывшие работники могут или хотят забирать документ. Например, если не оплачивается расчет, то просто лень ехать за книжкой. Либо сотрудник умер и сделать это некому.
Никогда не стоит торопиться выбрасывать документы, потому что они крайне важны. По закону, храниться книжки должны не меньше 2 лет, а потом они передаются в архив и хранятся там 50 лет.
Как исправить ошибку в трудовой книжке?
Заполнение трудовых книжек осуществляется в ручную, а потому отсутствие ошибок здесь как никогда важно. Сам сотрудник вносить изменения в трудовую книжку не имеет права.
Хоть ошибки бывают крайне редко, но разрешается их исправлять только работодателю. Легче всего это сделать, пока работник еще не уволился. Тогда достаточно просто попросить об исправлении.
Хотя, и после увольнения действующий работодатель может проделать все нужное. Вот только ему требуется соответствующий документ, что ошибку сделал прошлый работодатель. Как показывает практика, часто последних работодателей уже не найти — перестали работать, ликвидированы, переименованы и так далее. Тогда никаких документов не требуется и работодатель может сам исправить информацию.
Как внести изменения в трудовую книжку ИП: порядок, образец
Важно знать и как конкретно делаются исправления.
- Если ошибка выявилась на титульном листе, то исправить ее можно, но для этого дополнительно указывается документ, на основании которого вносились изменения. К примеру, работник поменял фамилию. Тогда ему надо предоставить соответствующее свидетельство.
- Дата рождения меняется на основании паспорта или других документов.
- Чтобы сделать изменения, надо зачеркнуть неверные данные одной чертой и написать новые. Документ, послуживший основанием для исправлений прописывается на обложке.
- Стоит отметить, что ничего менять в разделе о поощрениях нельзя. Если вдруг там есть ошибка, то напротив надписи пишется «признать недействительной» и потом уже указываются верные данные.
- Изменения всегда вносятся даже если предприниматель зарегистрировался в новой форме или просто сделал новое название.
Вносить изменения при необходимости надо обязательно, в противном случае это может привести к наложению административного штрафа.