При помощи аппликации удается развить творческие способности детям всех возрастов. Для работы нужно приобрести минимум инструментов. Достаточно иметь бумагу, кожу, фольгу, бисер или вату. Первыми аппликациями, с которыми знакомят малышей взрослые, являются различные геометрические фигуры. С их помощью удается сделать любых сказочных персонажей, зверей, пейзажи, натюрморт и даже групповой портрет семьи.
Особенности работы с геометрическими фигурами в разном возрасте
Ребятишки младшего дошкольного возраста уже имеют навыки работы с клеем и знают названия геометрических фигур. Теперь ему важно усвоить их внешний облик и применять его на практике. В три года уже идет глубокий анализ простых картинок, сопоставление элементов и их размеров. Малыш с легкостью может уже располагать заготовки в нужном или заданном порядке.
До трех лет и в три года поделки выполняются в трех допустимых техниках:
- Контурная работа. На подготовленном заранее рисунке нужно разместить детали в определенном порядке.
- Повтор. Для создания орнаментов и узоров используется очертание образца.
- Выкладка картинки из нескольких составных элементов. Задача малыша выложить изображение, оценить его качество, а после этого закрепить детали на поверхности.
ВНИМАНИЕ! В 4 – 5 лет ребенок уже может применять более разнообразные фигуры для поделок. Детки этого возраста вырезают самостоятельно по заданному шаблону понравившийся орнамент, а готовые аппликации дополняют мелкими нарисованными деталями. Аппликация из геометрических фигур им дается уже легко.
Дети постарше в творчестве применяют уже многоугольники и сложные шаблонные детали. Они самостоятельно выбирают цвет фигуры и фона, пробуют вырезать по контуру фигуру. С 5 лет уже нормализуется внимание и усидчивость. Идет работа по подготовке ребенка к учебному школьному процессу.
В младших классах учителя используют для работы сюжетные композиции. Сложные аппликации выполняются с помощью последовательности соблюдения действий. Элементы должны наклеиваться учеником в определенном порядке и очереди. Их подбор должен происходить в соответствии с заданным параметром. Цветовое сочетание также должно исполняться четко и последовательно.
Детские игрушки компьютеры https://www.wildberries.ru/catalog/igrushki/razvivayushchie-igrushki/detskie-kompyutery.
В три-четыре года у ребят уже есть все навыки для создания сложных сюжетных аппликаций и композиций на определенную тему. Здесь работа ученика полностью ложится на его плечи. Взрослые ему в этом не помогают. Самостоятельность в этом процессе развивает фантазию, творческое мышление и сосредоточенность. В этом возрасте по силам легкая аппликация из цветной бумаги.
Идеи аппликации для самых маленьких
Выработка правильной техники в младшем возрасте является начальным этапом получения определенных навыков работы. В этот период ребенок должен освоить приемы использования клея-карандаша. Он должен держать инструмент строго перпендикулярно к элементу.
Учитель должен объяснить малышу правила работы с клеем и бумагой. Он должен усвоить тот момент, что бумажные детали нужно придерживать рукой, чтобы в процессе нанесения клея они не сгибались и не комкались.
СПРАВКА! Для начала будет хорошо и то, что малыш просто усвоит правила приклеивания на чистый лист любых разнородных деталей. После этого задачу нужно постепенно усложнять. К примеру, можно дать задание собрать круглые элементы, которые будут напоминать ягодки, и собрать их в корзинку.
На новый год ребенок должен научиться навыку снаряжения елочки и сам собирать гирлянду. Не следует делать акцент на вырисовывании контуров. Фигурки можно наклеивать в хаотичном порядке.
Аппликации из треугольников для детей 1-3 класса
После того как ребятишки освоят азы вырезания распечатанных шаблонов, смогут наклеивать элементы по соответствующим шаблонам, то дополнительно следует их обучить ровному разукрашиванию полученного рисунка. Фломастерами и карандашами ребенок должен научиться дорабатывать конфигурацию выстроенного элемента.
Аппликация из бумаги на основе треугольников требует от ребенка ряда навыков. В этом возрасте он должен стараться изобразить следующие аппликации:
- Новогодняя елочка. Берутся коричневая и зеленая бумага, белый картон, клей, ножницы и оранжевый с желтым фломастеры. Из зеленой бумаги ребенок должен вырезать вытянутый равнобедренный треугольник. Из коричневой бумаги вырезается подставка под елку. Заготовки клеятся на лист картона поочередно: сначала треугольник для елки, потом прямоугольник для ножки. Шарики вырисовываются фломастером желтого цвета, а гирлянды – оранжевым.
- Горы. Понадобится зеленая, синяя, голубая, фиолетовая и желтая бумага, клей, лист бежевого картона, ножницы и желтый фломастер. Сначала следует вырезать горы в виде вытянутых равнобедренных треугольников. Это делают, используя синюю, голубую и фиолетовую бумагу. Из зеленой бумаги отрезают полоску для изображения травы, из желтой – овал для солнца, из голубой – облака. Детали наклеивают на лист картона. Желтым фломастером вырисовывают у солнца лучики.
- Зонтик. Для работы берется белый картон, желтая, салатовая, фиолетовая и красная бумага, клей, ножницы и коричневый фломастер. Из разных цветов бумаги вырезаются одинаковой формы треугольники, которые наклеиваются плотно друг к другу в выбранной цветовой последовательности. Коричневым фломастером прорисовывается трость для зонтика.
Для учеников 3-4 класса
Для ребят постарше нужно усложнять задачи и предлагать усложненные сюжеты для работы. Удачным обучающим моментом станет задание на выполнение семейной аппликации. На рисунке должны быть изображены все поколения. В качестве овала лица могут использоваться любые элементы: картон, бумага. На этом овале дорисовываются все необходимые элементы, такие как рот, нос, глаза. Их можно вырисовывать как карандашом, так и тонкой ручкой.
ВАЖНО! В качестве альтернативы можно попробовать вырезать глаза и иные мелкие детали из цветной бумаги. Если получится этот вариант, то работа будет более продуктивная.
Можно постараться изобразить аппликацию домика в лесу. Для этого понадобиться взять белый лист бумаги, разноцветны обрезки цветной бумаги, простой клей или ПВА, ножницы и сухие салфетки. Сначала определяются основные элементы рисунка и фигуры, которая должна в итоге получиться. После этого ребенок самостоятельно вырезает эти фигурки и распределяет на листе бумаги так, чтобы получилась уникальная композиция.
Следует делать акцент на том, что детали следует начинать приклеивать на основу, начиная с крупных. После завершения работы учитель должен проанализировать результат и дать предварительную оценку ученику, внести коррективы или отправить рисунок на доработку.
Очень забавным и интересным для детей старшего возраста является изображение аппликации веселого паровозика. Для работы следует иметь 3 цветных прямоугольника одного размера и один поменьше, треугольник, 6 небольших кругов, 5 белых квадратов, 1 желтый круг среднего размера и 2 овала. При этом нужно иметь зеленый картон для фона, клей, фломастеры, линейку и простой карандаш.
Фоновый лист должен четко в горизонтальном положении лежать перед ребенком. От нижнего края проводится карандашом черта на расстоянии 5 см от низу. Эта линия будет служить основанием для наклейки больших прямоугольников в виде вагонов. К верхнему краю самого крупного вагона клеят прямоугольник в виде кабины. Мелкими деталями дополняют фигуру.
При этом ребенок должен проявить фантазию и сам оценить, на каком расстоянии должны находиться те или иные элементы: колеса, труба и окна. В окошках можно изобразить животных. Последние могут быть вырезаны из профилей настоящих зверей из журналов и книг. На верхней части законченной картины рисуется или наклеивается солнышко с облаками.
Как подготовить рабочее место и материалы
Перед занятием следует ознакомить малыша о видах существующих фигур. Ребенок должен не только иметь представление о них, но и уметь компоновать фигурки, верно их подбирать под тот или иной шаблон. После этого можно начинать подготавливать соответствующее пространство для творчества.
Выполняются следующие последовательные действия:
- стол протирается насухо и покрывается нескользящей клеенкой;
- на него кладутся эскизы и фигуры, кисточка, ножницы, клей и прочие необходимые принадлежности;
- выбирается соответствующая основа для работы (плотная бумага, ватман, лист фанеры или картон);
- принимается решение о том, что удобнее малышу использовать в процессе творческой работы: карандаш или жидкий клей;
- кладется на стол различных оттенков цветная бумага.
ВАЖНО! Первые поделки должны выполняться совместно со взрослым, чтобы ребенок смог понять суть творческого процесса, и закрепил базовую информацию. Заниматься непосредственно вырезкой деталей к рисунку или выбирать готовые шаблоны можно предоставить ребенку сразу. Главная цель: усвоение алгоритма работы и понимание плана действий.
Шаблоны для вырезания
Аппликация на тему «Космос»
Данная аппликация придется по душе не только мальчикам. Космическая тема также нравится и девочкам. Это удачная композиция с радостью выполняется детьми более старшего возраста.
Порядок действий следующий:
- Берется листок бумаги и вырезанная из цветного картона контурная часть ракеты. Первый элемент кладется на листок посередине и аккуратно приклеивается к основанию.
- Чтобы изобразить планеты и иллюминаторы, нужно вырезать несколько кругов. Их количество неограниченно, но более лаконично будет смотреться от 7 до 10 деталей.
- Для звезд вырезаются кружочки меньшего размера. Их должно быть значительно больше. Для 10 планет достаточно вырезать 10 – 15 кругов.
- Для носовой части ракеты вырезается равнобедренный треугольник.
- Для хвоста ракеты формируется треугольник поменьше. Он разрезается надвое.
- Из большого прямоугольника делаются полоски в количестве 5 – 7 штук. Они будут служить огнем, виртуально выпускаемым ракетой.
Все недостающие элементы нужно самостоятельно дорисовать, чтобы получить законченный рисунок и цельную аппликацию.
Модель 1 «Божья коровка»
Аппликация в виде насекомого выполняется намного труднее, поэтому подходит для деток более старшего возраста. В модели много мелких деталей, которые требуют повышенного внимания и усидчивости со стороны ученика. Аппликацию в виде божьей коровки по силе сделать любому ребенку старшего возраста. Такие модели развивают фантазию, художественный вкус и мелкую моторику ребенка.
Для аппликации следует приготовить:
- зеленый картон;
- двустороннюю бумагу белого, черного и красного цвета;
- ножницы, клей и черный фломастер;
- простой карандаш;
- эскиз.
Для начала с помощью шаблона рисуют и вырезают на черной бумаге несколько кругов. Из красной бумаги также по шаблону формируют 2 круга. На зеленом картоне рисуют листочек и вырезают его ножницами. На него сверху приклеивают туловище насекомого и голову.
К заготовке приделывают крылья и крепят их клеем, аккуратно придерживая детали, чтобы не помять и не сдвинуть их с места. На них аккуратно снова приклеиваются 6 кружков, которые вырезаются из черной бумаги. Глаза из белой бумаги клеятся на голову, а зрачки прорисовываются самостоятельно. Также рисуются усики и лапки. Их можно изобразить как фломастером черного цвета, так и ручкой с черной пастой.
Аппликации в виде транспорта и домиков
Аппликации для детей в виде различных одиночных предметов очень хорошо развивают визуализацию и конкретику. Для работы берут следующий список необходимых инструментов:
- линейку и карандаш;
- кисточку и клей;
- ножницы;
- разноцветная бумага;
- эскиз машинки.
Для корпуса и кабины вырезаются соответствующие фигурки в виде прямоугольников. Колеса выполняются круглыми, дым изображается овалом. Дополнительно вырезается дорога, также в виде прямоугольника. Для всех фигур нужно подбирать яркие и отличные друг от друга цвета. Каждый элемент хорошо промазывается клеем и приклеивается на основание. Сначала клеится кузов и корпус, а потом дым и колеса. За основу можно взять голубой фон, чтобы оно выполняло роль неба.
ВНИМАНИЕ! Некоторые элементы взрослый может прорисовать карандашом, чтобы ребенку было удобнее ориентироваться в задании. Таким образом у него будет развиваться фантазия и он сможет дополнить работу своими мыслями. Тоже самое проделывается для вырисовки домика.
Аппликации в виде насекомых
Самым удачным и приятным персонажем для изображения служит бабочка. Для создания аппликации бабочка понадобится приготовить:
- картон белого и зеленого цвета;
- фиолетовую, зеленую, голубую и желтую бумагу;
- ножницы;
- клей;
- 2 бусинки;
- 2 отрезка проволоки.
Из зеленой бумаги вырезается равносторонний треугольник, который будет служить головой бабочки. Второй треугольник должен получиться более вытянутым и равнобедренным. Это будет тело насекомого. Из фиолетовой и голубой основы вырезаются по 2 вытянутых прямоугольных треугольника. Это будет служить крыльями бабочки: верхнее крылышко будет фиолетового цвета, а нижнее – голубым.
Из желтой бумаги вырезаются овалы вытянутой формы. Они служат нижними крыльями для насекомого. все приготовленные фигурки последовательно наклеиваются на белый лист бумаги. При этом нужно соблюсти такие важные моменты, как:
- тело в виде равнобедренного треугольника размещается острым углом в нижней части, а основание его должно смотреть вверх;
- равносторонний треугольник клеится над основанием треугольника для тела;
- сначала накладывается фиолетовый треугольник острым углом в сторону тела насекомого и гипотенузой вверх, затем под ним голубой треугольник также острым углом в сторону тела бабочки;
- вытянутый овал желтого цвета располагают по обе стороны между низом и верхом.
Для изготовления усиков берут проволоку и на ее концы с двух сторон надевают по одной бусине. Конструкцию располагают на голове бабочки. Для удачного и яркого оформления из картона зеленого цвета вырезают рамку и вклеивают в нее готовую композицию. Ребенку дается возможность украсить рамку по своему вкусу.
Аппликация «Лиса-краса»
Для работы берут:
- картон белого цвета;
- оранжевую и белую бумагу;
- клей;
- ножницы;
- фломастер черного цвета;
- белую гуашь;
- кисточку.
Из оранжевой бумаги вырезают два треугольника с равными сторонами. Один должен быть чуть больше другого. Большой будет служить телом животного, другой – его головой. Равнобедренные треугольные фигурки вырезаются в качестве ушек лисы. Для глаз вырезаются два одинаковых по размеру овала из белой бумаги.
На лист картона клеятся большой равносторонний треугольник. Его следует располагать правильным образом: основание должно смотреть вниз, на вершине должен оказаться треугольник меньшего размера. При этом он обязательно должен соприкасаться с туловищем лисы. Основание же должно смотреть вправо. К нему (к основанию) приклеивается ушко с одной и с другой стороны.
Глазки приклеиваются на одинаковом расстоянии от низа и верха. Ресницы и зрачки дополнительно прорисовываются черным фломастером. Тоже самое выполняется и для рта, и для носа. Треугольник, который служит телом животного, следует разрисовать черным цветом путем добавления к нему хвоста, верхних и нижних лапок. Кончик хвоста вырисовывается белой гуашью. Тоже самое касается и кончиков лапок.
СПРАВКА! Если обрисовать шерсть лисы ребенку не удается в полной мере, то можно нарисовать на ее шерсти бусы. Они должны располагаться на шее так, как ребенок посчитает нужным.
Аппликация «Лесная птица»
Для работы нужно иметь:
- синюю, белую, фиолетовую, черную, розовую, голубую, зеленую, оранжевую, красную и желтую бумагу;
- картон желтого цвета с плотной структурой;
- клей;
- простой карандаш;
- ножницы.
Сначала ребенок должен нарисовать и вырезать треугольники из разноцветной бумаги:
- 5 штук из розовой;
- 4 — из фиолетовой и синей;
- 3 — из зеленой;
- 2 – из желтой;
- 1 – из красной.
Красный треугольник наклеивается в нижней части картона ровно посередине. Его вершина должна смотреть строго вверх. Рядами поверх красного треугольника накладываются остальные детали. Их последовательность должна быть таковой: желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый. Все они также должны располагаться вершинами вниз.
Следом за этой процедурой вырезаются два круга голубого цвета с одинаковым диаметром (примерно 5 – 6 см). Их клеят наверх треугольников так, чтобы обеспечить жесткое соприкосновение деталей. Потом вырезается еще 8 кругов с меньшим диаметром: розовые – 3 штуки, белые – 2 штуки, оранжевые – 2 штуки и черные – 2 штуки. Диаметр должен у всех разноцветных деталей отличаться, но не значительно.
Вырезанные круги в порядке убывания приклеиваются поверх голубых кругов. В окончании работы остается только вырезать детали, напоминающие лепестки ушей. Для клюва вырезается маленькая треугольная форма из желтой бумаги.
Объемные аппликации из геометрических фигур очень удобно выполнять путем вырезания деталей из цветной бумаги. С этой работой могут справиться даже дети младшего возраста. Для определенной аппликации требуется ограниченный набор инструментов, которые есть под рукой у каждого учителя.